Skip to content

2097 миль по дорогам родины гольфа, виски и килта или наша неделя в Шотландии.

Мысль о том, что нам необходимо посетить Шотландию укоренилась в наших головах давно. Желание потихоньку крепло, и вот в августе мы подали документы на английскую визу. За положенные 3 недели нам ее сделали, и все были бы довольны, если бы виза не стоила ТАК дорого (315 евро за годовую визу). Изначально мы планировали поехать в Шотландию в сентябре и на мотоциклах, но вмешалась работа и отпуск пришлось перенести на месяц вперед. Так как конец октября в Шотландии совсем не располагает в плане погоды к поездкам на мотоциклах решили ехать на машине. Забегая вперед – это конечно было комфортно, но для себя я решил, что на машине по Шотландии я больше не поеду – только на мотоцикле (а уж в том что мы туда поедем еще раз у меня никаких сомнений нет).

Итак поехали. Прилетели мы рано. В смысле рано утром 8). По времени рейс easyJet прилетал в Лондон в 1:40 по местному (т.е. в 3:40 по Кипру), зато весь перелет на двоих нам обошелся в 600 евро туда-обратно (обратный рейс был гораздо более комфортный по времени вылета-прилета). К нашему сожалению обещанный отелем трансфер опоздал на 40 минут (скорее всего они про нас просто забыли), так что в отеле мы были только около 4 утра по Лондону. Отелю в этом плане незачет. В остальном был неплохой отель – кровать удобная, номер уютный. Но я туда больше не поеду.

На следующее утро, проснувшись окло 11 утра и плотно позавтракав в отеле отправились в намеченную заранее прокатную точку SIXT. Изначально мы рассчитывали получить трешку БМВ, но как обычно их не было и нам выдали почти нулевый мерседес Е-класса. Баржа еще та.

Передвигаться на нем по узким улочкам Лондона было довольно сомнительным удовольствием, но на трассе машина показала свои основные плюсы. Несмотря на 2 литра баржа перла довольно мощно, но при этом плавно. Как и положено Мерседесу 8)

Поплутав по городу с помощью аж двух навигаторов (мы с собой брали свой мотоциклетный – там были все маршруты по Шотландии забиты), мы вырвались на моторвей и поплыли в сторону нашей первой точки – Дамфрис (Dumfries).

Погода была на удивление солнечной, встретили много мотоциклистов. Ближе к Шотландии, в Lake District, виды тоже начали радовать, но в основном у нас было движение от заправки до заправки. По дороге заехали в городок Gretna – это такой поселок-аутлет на границе с Шотландией. Там купили теплые шарфы себе, но больше ничего путного не нашли.

В итоге около 6 вечера мы добрались до нашего отеля – Huntingdon House.

Семейный отельчик (как это часто водится в небольших городках королевства), все довольно мило, нам понравилось. Для мотоциклов есть отдельный загончик и вообще отель – Bikers Welcome. Уточнив где в Дамфрис лучше всего поесть местной шотладской кухни отправились на прогулку и поиски места.

Следующее утро было столь же солнечным и прекрасным как и весь предыдущий день (но ненадолго). Наш маршрут был следующим.

Сразу комментарий по маршруту – после Ayr на побережье делать нечего – никаких особых красот нет, а ограничение скорости почти везде 30 миль/ч. Оно того не стоит, лучше было бы рвануть сразу по моторвею в Лох Ломонд (через Auchentoshan).

Но первой нашей точкой на маршруте был замок Caelavarock (точнее то что от него осталось). Мы приехали туда в 9,30 и там даже еще ничего не работало, но очень милый смотритель продал нам билетики чуть раньше и мы отправились на прогулку. Ранний приезд был вознагражден полным отсутствием других туристов в замке.

Ходить предполагается по газону, так что пришлось подвернуть джинсы, чтобы не намочить – вся трава была в росе.

В развалинах замка поселилось очень много птиц, поэтому смотрителям приходится регулярно отмывать внутренние территории от продуктов жизнедеятельности пернатых.

На площадку старого замка ведет деревянный настил. Собственно старый замок разрушился от излишней влажности и собственно на фото выше уже новый замок.

Вот краткая история места.

Погода начинает уже портиться, спешим теперь внутрь замка.

Пока гуляли по замку, погода совсем испортилась и мы, закупившись сувенирами, двинули дальше.

Следующей остановкой было так называемое Новое Аббатство (New Abbey). Но оно, конечно совсем не новое. К сожалению шел дождик и даже сфотографировать нормально эти развалины не удалось. Ограничились фотографией местного кладбища.

По побережью двинули дальше.

Дорога была довольно живописной, справа был национальный парк Galloway но мы решили туда не заезжать – впереди было еще много интересного, а в парке скорее всего застряли бы надолго.

По пути был замок Culzean, и хотя его не было в моем плане м решили таки туда заехать. Деньги за вьезд берут сразу и много. Территория вокруг замка гигантская и многие приезжают сюда просто погулять.

Внутри замка фотографировать не разрешают, что меня конечно расстроило. Замок относительно новый, на верхних этажах даже есть мини-отель. Также там можно заказать проведение свадебной церемонии. Из всего замка нас впечатлила кухня, все остальное было не очень интересно.

Еще на территории замка были олени и пруд с лебедями – около последнего мы купили себе по бутерброду с чаем и решили отобедать.

До городка Ayr виды с дороги нас баловали, но не настолько чтобы останавливаться фотографировать. Меня же манила наша следующая точка – вискикурня Auchentoshan. Но с ней приключился облом – Точка в нашем навигаторе не имела ничего общего с вискикурней, к счастью мы вовремя увидели табличку-указатель и добрались-таки до назначения. Но потеряли на этом минут 20 и последний тур по вискикурне уже ушел.

Зато магазин работал и мы прикупили себе бокалы, сувенирный набор и эксклюзивную бутылку (ее можно купить только там). Но отчет о покупках – позже.

Из вискикурни решили ехать сразу в Обан, не заезжая в замок Inveraray – ибо уже темнело и мы конкретно устали. Наш путь пролегал мимо красивейших мест вдоль Loch Lomond. Мы решили в следующий раз уделить этому региону как минимум 2 дня.

Уже в темноте добрались до Обана. Не буз труда нашли наш мини-отельчик, заселились и, спросив у хозяина отеля где здесь хороший рыбный ресторан, отправились в город. Ресторан под странным названием EE-USK находился прямо на пирсе, в 10 метрах от воды и причала. От устриц и мидий Лейла была в полном восторге. А прямо посередине нашей трапезы к причалу стало пришвартовываться рыболовное судно. Несколько минут мы просто смотрели.

На следующее утро мы отправились на прогулку по городу и заскочили в одноименную вискикурню – Oban. На тур мы опять не попадали – первый тур отходил только в 10.30 и длился час, так что мы решили не терять так много времени.

Решили купить бутылку эксклюзивную, но по закону раньше 10 утра нам ее не могли продать, так что мы отправились на прогулку по городу.

Тот самый ресторан.

Купив заветную бутылку отправились дальше – маршрут был следующий:

Участок В-С это вообще песня а не дорога. Это вообще тропинка, вдоль ручья но с очень красивыми видами, даже в плохую погоду.

А это местные высокогорные коровы. Особенно смешная у них челка над глазами 8)

Гдето чуть дальше С была площадка для фотографировния.

Кутались в теплое как могли. Шарфы пришлись очень кстати.

Из-за погоды не смогли подняться наверх и посмотреть виды Glencoe. Впрочем видов тоже не было видно 8)

По такой чудесной погоде как-то добрались до Fort William. Дальше отвернули на дорогу в сторону Mallaig. Достопримечательностью этой дороги является идущая рядом железная дорога, по которой ходит настоящий паровоз. Особенно известен он любителям фильма о Гарри Поттере. В Glenfinnan также расположен очень красивый арочный железнодорожный мост (его видно даже на спутниковой карте), но погода не позволила нам подобраться к нему достаточно близко чтобы нормально сфотографировать. Зато рядом есть магазин сувениров.

Но и автомобильная дорога очень живописна.

На этом кадре внизу можно разглядеть ж/д путь.

На подъезде к Mallaig

Мы каким-то чудом успели приехать за 4 минуты до отправления парома (следующего пришлось бы ждать час). Мы мигом купили билет и погрузились. Погода была жуткая, волны очень большие. Даже наш совсем немаленький паром качало довольно сильно.

С парома

Спустя всего 25 минут мы были уже на Isle of Skye. Там было очень красиво, туда надо всем обязательно.

На острове я пустил Лейлу за руль, так как ее укачало на пароме. И только тогда я понял почему она дергается каждый раз когда я разъезжался со встречкой. В Шотландии почему-то все дороги узкие и совсем без обочины – асфальт кончается и с краю либо трава по пояс либо забор, причем чаще всего из камней. Поэтому ехать на пассажирском сидении довольно страшно. Но тут спустя час езды на безлюдной (к счастью) дороге из-за спины раздается страшный грохот. Первое впечатление у нас обоих, что Лейла таки заехала на обочину, проколола колесо и дальше едет на ободе. Через долю секунды до нас доходит, что это не может быть ТАК громко и тут над нами метрах в 50 (не больше точно) проносится сверхзвуковой истребитель. Мы еще минуту приходили в себя и не трогались с места. Реально страшно пипец.

Увидев указатель на Талискер не удержались и повернули, хотя ни я ни Лейла не любим “дымные” вискари. Заехали и не пожалели – находится она в живописнейшем месте и более того – единственная вискикурня на острове.

А потом мы выехали к океану и увидели наверное самое красивое зрелище за всю поездку. Фотографии не передают и половину ощущения, к сожалению.

Приехав к замку Данвеган (родной замок клана МакКлаудов) обнаружили его уже закрытым. То есть совсем – на зиму. Самое обидное, что к нему не подобраться даже чтобы сфотографировать – закрыта даже дорога к нему. Плюнули и двинули в Портри.

Вид из нашего номера в отеле в Портри вечером…

…и утром

Отель называет The Cuiling Hills Hotel – для такого маленького городка – очень приличный отель. А вот с рыбными ресторанами нам не повезло – все было fully booked. Нам чудом нашли столик в одном крошечном припортовом заведении, где Лейла опять ела мидий. Так как отель был немного в стороне от города обратно ехали на такси. Единственный раз за всю поездку я не понимал 2 слова из 3х что говорил таксист – дедушка лет 60ти с жутким шотландским акцентом. В отеле в баре очень неплохой выбор single malts чем я тут же воспользовался.

Утром немного прогулялись по городку

Ресторан в котором мы ужинали – дальний справа, темно-синий. Называется The Lower Deck (Нижняя Палуба).

Маршрут на этот день подвергся значительной переработке и в итоге путь нам предстоял сегодня следующий:

Изначально я планировал проехать по побережью через Ullapool, но мы твердо решили успеть таки на тур по Glenmorangie и в итоге поехали более прямым маршрутом.

Так как проснулись рано, то застали чудесные пейзажи

Первой точкой на сегодняшнем пути был замок Эллеан Доннан, один из самых красивых замков Шотландии. Погода нам выдалась тоже довольно драматическая, так что фотографий будет много.

Замок был построен в 13-14 веке и имел довольно бурную историю, однако был разрушен в 1719 году. Лишь в 1912 году полковник MacRae-Gilstrap взялся восстановить замок. Процесс занял без малого 20 лет, но результат получился отменный. Опять же внутри фотографировать было нельзя, и нас опять потрясла кухня!

Закупившись сувенирами мы отправились дальше – смотреть на озеро Лох Несс. Ну и заодно на руины замка Уркхарт. Этот замок взорвали после того, как утомились отбивать его в очередной раз. Как говорится – да не достанься же ты никому.

По дороге погода не баловала, но виды были офигенные.

Погода не располагала к прогулкам.

Поэтому мы посмотрели фильм об истории замка и двинули дальше.

И вот наконец – мы успели на тур по вискикурне (еще 10 минут и опоздали бы на последний).

Гленморанжи сейчас принадлежит концерну LVMH

Ручей служит источником воды для производства виски. Несколько сот акров вокруг ручья принадлежит Glenmorangie и охраняется чтобы не допустить загрязнения ручья.

Далее нам подробно рассказали процесс производства виски. Я выложил картинки – на них вроде все понятно. Я потом сделаю отдельный отчет.

Из Гленморанжи поехали в Инвернесс. Жили в неплохом отельчике, но в номере было очень холодно, несмотря на 3 батареи.

Ужинали в отеле, так как погода была особенно отвратительная вечером – дождь, град и сильный ветер.

На утро пошли прогуляться по городку. Было +4 градуса, так что в ближайшем магазине купили мне шапку.

Маршрут нам предстоял следующий:

Первой интересной точкой был замок Cawdor. Но по непонятным причинам он был закрыт. Более того – он еще и частный, так что даже на территорию попасть не удалось.

Мы не сильно расстроились и поехали дальше – в горы – в надежде на то что хорошая погода продержится еще немного и будет хоть что-нибудь видно.

С погодой не повезло – сверху видно не было ничего. Только зря намерзлись и потратили кучу времени. Ну не совсем зря – на оленей и на снег посмотрели, но это уже наши кипрские заморочки 8).

Зато потом ехали по очень живописной дороге в вискикурню Glenlivet.

Здесь мы тоже посетили тур, для того чтобы понять чем отличается процесс. Немного отличается на последней стадии, а так все тоже самое. Ну разве что масштаб существенно больше – все-таки второй в мире производитель single malt виски.

Заехать в Макаллан не удалось – навигатор опять привез не туда, а в этот раз указателей не было. Пришлось поплутать и забить. А сюда мы уже приехали к закрытию.

Ночевали в Абердине, в отеле Bauhaus. Расположение у него хорошее, а вот со звукоизоляцией большие проблемы – мне пришлось спать в берушах. Ну и парковки нету при отеле – пришлось поискать в окрестностях. Зато в этот вечер с подачи консьержа нашли чудное бистро, где помимо всег опрочего я отведал самую вкусную (пока) в моей жизни паннакоту. Называется место The Monkfish.

Следующий день мы отвели на посещение замков. Вот наш маршрут:

Первым был замок Глэмис. Он находится в регионе Angus. Любители стейков узнают это название.

В городке при замке.

Ворота замка были еще закрыты когда мы приехали. Но буквально через 10 минут приехал смотритель и открыл их.

Территория у замка довольно большая. Большую часть времени мы гуляли именно по ней, от экскурсии по замку отказались – можно было только в guided tour идти, а нам это не интересно – мы любим в своем темпе ходить.

Те самые высокогорные коровы, с длинной шерстью.

Гуляем по территории.

Все большие деревья подписаны. Пород деревьев очень много разных.

Ухоженные сады

Подстриженные газоны

Везде летают фазаны (тут не видно)

Решили ехать дальше пока погода хорошая. Но это было недолго, в замок Блэр въезжали опять под дождем.

У него еще бОльшая территория, по которой мы отправились на прогулку, подкрепившись в ресторанчике в замке.

3 раза в день у замка играет волынщик.

И вообще замок довольно большой. Мы даже сходили внутрь. Но сначала – прогулка по территории.

Овцы везде.

В этом саду мы сорвали с дерева грушу – она была очень вкусная, правда очень мелкая. Лейла еще и яблоко съела, но я не пробовал.

Внутри было очень интересно, но опять нельзя фотографировать нигде, кроме этого бального зала.

Вообщем замок Блэр нам понравился, несмотря на плохую погоду.

Из него мы двинули стопы в замок Стирлинг. Для разнообразия решили ехать не по указаниям навигатора, а по табличкам Tourist route to Stirling – действительно довольно живописная дорога и заблудиться довольно тяжело.

На последнюю экскурсию по замку мы опоздали буквально на 5 минут. Было обидно… Снаружи замок сфотографировать трудно так как он очень большой. Мы решили что мы еще сюда вернемся. может быть даже зимой – Стирлинг один из немногих замков Шотландии что принимает туристов круглый год.

От Стирлинга прямая дорога в Эдинбург. Там у нас был отель – Hotel Du Vin Edinburgh – офигенный отель, оказывается таких отелей целая сеть в UK. В отеле нам понравилось все, мы туда обязательно съездим еще разок. В бистро при отеле мы получили чудесный ужин, а винная карта там так просто отменная. При отеле нет парковки, но буквально в 5 минутах
пешком есть современная подземная парковка, в отеле вам еще дают скидку 30% на нее.

На следующий день предстояло нам отправиться обратно в Лондон. В принципе ничего интересного, но очень рекоммендую проехать от Эдинбурга до А74 по дорожке через Pebbles и Moffat – дорога очень красивая и мотоциклетная.

Про Лондон – в отдельном рассказе.